С 1 сентября в школах Российской Федерации внедряется единая модель профориентационной деятельности, получившая название «Профориентационный минимум» (Профминимум).
Федеральным оператором реализации Профминимума является Фонд Гуманитарных Проектов, который также является федеральным оператором проекта «Билет в будущее».
Профминимум — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
Профминимум реализуется на одном из 3 уровней:
- базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год);
- основной (не менее 60 часов в учебный год);
- продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).
Уровень реализации профминимума в образовательной организации устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере бразования, в зависимости от имеющихся у образовательной организации ресурсов, и утверждается на региональном уровне (распоряжение/приказ о реализации профориентационного минимума).
Направление «Урочная деятельность» подразумевает встраивание в уроки общеобразовательного цикла профориентационного компонента. В разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru/profminimum) будут доступны готовые материалы по нескольким предметам (физика, химия, математика и др.)
Направление «Внеурочная деятельность» реализуется через курс занятий «Россия - мои горизонты». Занятия «Россия - мои горизонты» должны проводиться еженедельно согласно программе и материалам, публикуемым в разделе «Профминимум» платформы проекта «Билет в будущее» (https://bvbinfo.ru/profminimum). Такие занятия вносятся в расписание уроков, рекомендуемо - по четвергам, и проводятся в рамках внеурочной деятельности. В рамках занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и другие профориентационные активности.
Направление «Практико-ориентированный модуль». Такой модуль появляется на основном и продвинутом уровне реализации Профминимума и содержит в себе практико-ориентированные профориентационные мероприятия. Это могут быть профпробы, проектная деятельность, экскурсии и мастер-классы на площадках работодателей или организаций профессионального образования - колледжей и вузов, конкурсы профориентационной направленности и другие мероприятия, носящие практический характер. При этом хотя бы 1 мероприятие данного направления должен быть реализован при участии наставника: например, экскурсовода или наставника на профпробе.
Направление «Взаимодействие с родителями или законными представителями» предполагает обеспечение участия родителей обучающихся в двух Всероссийских родительских собраниях по профориентации, которые Фонд Гуманитарных Проектов будет проводить при поддержке Минпросвещения России в сентябре и феврале наступающего учебного года. Также можно организовать внутренние родительские собрания, используя материалы Всероссийских собраний. Кроме того, для классных руководителей на платформе проекта «Билет в будущее» доступны методические рекомендации по организации работы с родителями обучающихся в рамках профессиональной ориентации школьников.
Направление «Дополнительное образование» предполагает выбор и посещение кружков и секций дополнительного образования, носящих профориентационный характер. Это могут быть, в том числе, ознакомительные занятия в рамках доп. образования.
Направление «Профессиональное обучение» предполагает выбор и обучение по программам профобучения.